Против всех odds: История ND Miata
ND Miata стал настоящим чудом. Мы провели интервью с дизайнерами, инженерами и мечтателями, которые создали один из величайших спортивных автомобилей всех времен.
ND Miata появился как молния. В то время, когда автомобили становились все более сложными и крупными, четвертое поколение родстера Mazda выбрало другой путь. Это был автомобиль меньшего и более легкого размера, чем его предшественник, едва превышающий оригинальный Miata 1989 года.
С момента своего появления в 2014 году, этот новый Miata стал знаковым, задавая стандарт для всех других современных спортивных автомобилей даже спустя десять лет. Ничто другое на дороге не предлагает такого уровня чистоты и удовольствия от вождения.
Истории о более ранних Miata, NA, NB и NC, хорошо известны. Но не о ND. Мы поговорили с рядом людей, которые играли ключевую роль в разработке автомобиля. Некоторые беседы были слегка отредактированы для ясности, но мы минимально вмешивались в текст, полагаясь на слова тех, кто вдохнул жизнь в историю ND.
Слева направо: NA, ND, NC и NB Miata.
I. Радость момента, радость жизни
История ND Miata начинается с третьего поколения Miata, NC, который производился с 2005 по 2015 год. Хотя инженеры Mazda и фанаты Miata согласны с тем, что NC был отличным автомобилем, он никогда не достигал тех же высот, что и первый Miata, NA.
Nobuhiro Yamamoto (Ушедший в отставку менеджер программы, ND Miata): Независимо от того, речь идет о производительности или безопасности при столкновениях, NC был лучше, чем NB. Однако, когда вы спрашиваете клиента: "Это машина, которую вы хотите купить?" — все не получается так, как вы планируете.
Ken Saward (Директор по дизайну, Mazda North American Operations, 1990-2021): Когда NC была готова, в компании было другое время, и им было сложно. Они пытались объединить технологии и элементы шасси с RX-8. Эта машина была довольно тяжелой и утратила свою искренность.
Yamamoto-san был назначен ответственным за разработку новой платформы с передним двигателем и задним приводом как для Miata, так и для RX-7 в 2007 году. Новая Miata должна была быть выпущена в 2012 году, но после краха Lehman Brothers в 2008 году Mazda решила сосредоточиться исключительно на новой Miata, которая дебютировала в 2015 году.
Что это за машина? Что она должна представлять? Команда потратила дополнительное время на разработку концепции, чтобы определить, какие ценности эта машина будет представлять.
Дейв Коулман (Менеджер по динамике автомобилей, Mazda North American Operations): Мы начали определять, что существует три разных типа клиентов для этой машины. Это помогло прояснить, как упаковать автомобиль и продавать его более эффективно.
Мы начали задаваться вопросами: “Почему NA была так популярна? Какие элементы привлекали людей?” Это сводилось к тому, что клиенты воспринимали как ценности от себя. Это не было связано с производительностью, а с тем, "Как это заставляет тебя чувствовать?"
Идея, что ND должна быть как NA, возникла довольно естественно. Ямамото не спрашивал. Он сказал: "Мы хотим вернуться к NA." И это была короткая, простая дискуссия.
Личность Miata и её ценность для компании глубоко понимаются в Mazda. Существовала настоящая гордость за достижения инженеров на NA, и я думаю, они чувствовали: "Хорошо, давайте сделаем это снова."
Shigeki Saito (Текущий менеджер программы, Mazda Miata): Мы никогда не стремились создать более крупное транспортное средство с большей мощностью. В результате люди во всем мире любят эту машину.
II. "Пусть Камаро и Мустанги делают свое дело"
Mazda имеет несколько дизайн-студий по всему миру. Дизайн ND был сформирован страстными дебатами между японскими и американскими студиями.
Masashi Nakayama (Главный дизайнер, Mazda): Мы хотели, чтобы Miata вернулась к оригинальной философии. Но команда из США хотела иметь спортивный автомобиль, который мог бы продаваться в большом количестве.
Дерек Дженкинс (Бывший глава дизайна, Mazda North American Operations): Мы смотрели на такие машины, как Z4 и F-Type, но Япония ответила: "Нет, мы не можем перейти на 19-дюймовые колеса." И они были абсолютно правы.
Сложнее сделать маленький, легкий автомобиль или большой, тяжелый? Сделать маленький, легкий автомобиль сложнее, но это выделяет вас из толпы.
Тем не менее, команда из США оказала важное влияние на дизайн ND. Они хотели, чтобы автомобиль выглядел более мужественно, в то время как японская команда работала над современным подходом к NA.
В Ирвайне, где находится штаб-квартира Mazda North America, начали проводить первые cars and coffee. На этих встречах не было ни одного Miata, только Mustangs и Camaros.
На тот момент NA, NB и NC имели репутацию автомобилей для парикмахеров или жестких трековых парней. Это было очевидно для нас, и мы испытывали это унижение каждый раз, когда садились за руль.
Работа с японской командой дизайнеров была сложной, но мы провели исследования и получили честные ответы от людей о том, как они воспринимают Mazda Miata. Это шокировало японскую команду.
Мы настаивали на том, чтобы сделать машину визуально более привлекательной. В конце концов, было согласие, и я горжусь этим проектом. Машина на рынке уже десять лет, и я не вижу недостатков в дизайне.
III. Стратегия граммов
В процессе разработки инженеры Mazda искали способы экономии веса, где это было возможно. Они разработали "стратегию граммов", где везде, где могли разумно сэкономить даже один грамм, они это делали. Идея заключается в том, что все эти граммы складываются в килограммы.
Самой большой задачей было сделать автомобиль как можно меньшим и легче. NA весил 940 килограммов в своей облегченной версии, NB увеличился до 1,030 килограммов, затем NC поднялся до 1,110 килограммов. Мы решили, что наша цель — удержать вес ниже тонны.
Если вы водите автомобиль весом 1,000 кг, вы сразу почувствуете разницу. Мы считали критически важным опуститься ниже 1,000 кг.
Keith Tanner (инженер по разработке и совладелец, Flyin’ Miata): Мы обнаружили, насколько оптимизирована вся конструкция для экономии веса.
Существует множество примеров стратегии грамма на протяжении всего ND. Например, на выхлопных трубах отсутствуют декоративные отделки; корпус трансмиссии гладкий; на колесах четыре болта вместо пяти. Ямамото вспоминает интересный пример с ручкой регулировки сиденья.
Команда заменила традиционную ручку на более тонкую, чтобы сэкономить вес. Это позволило сделать автомобиль легче и сохранить его интегрированность.
IV. "В Японии мы не ездим так быстро"
Японские и американские команды активно обсуждали не только дизайн, но и двигатель ND. Сначала я хотел установить 1.5-литровый двигатель, но мы в итоге установили 2.0-литровый, чтобы обеспечить необходимую производительность для американского и европейского рынков.
Я считаю, что Miata не требует высокой мощности, потому что ее ценность в том, что это машина, на которой можно непринужденно кататься и получать удовольствие.
В конце концов, Ямамото согласился, и Mazda добавила опцию 2.0-литра, но это решение пришло поздно в процессе разработки.
1.5-литровый двигатель был значительно доработан, но добавление 2.0-литрового двигателя было немного запоздалым. Он развивает 181 л.с. и 151 фунт-фут крутящего момента. Обновленный двигатель для "ND2" работает до 7,500 об/мин.
V. "Задние дороги всегда в плохом состоянии"
Еще один пример того, как Miata прокладывает свой путь, заключается в подвеске. В то время как современные спортивные автомобили становились жестче, Miata оставалась мягкой.
Разработка сосредоточена на реальном вождении. Мы стремились к мягкому шасси и большому ходу подвески, чтобы обеспечить комфорт на второстепенных дорогах.
Сохранение автомобиля мягким позволяло максимизировать сцепление и контактное пятно. Это обеспечивало чувство движения и удовольствие от вождения.
Изменения в шасси не были значительными, но были внедрены технологии, такие как Kinematic Posture Control, которые немного снижают крен кузова.
Асимметричный LSD и Kinematic Posture Control поддерживают характер Miata. Наша цель — это чувство связи с автомобилем.
VI. Что должно быть в MX-5
Запуск ND Miata состоялся 3 сентября 2014 года. Mazda продала 270,084 единиц по состоянию на июль 2024 года, и автомобиль продолжает оставаться любимцем критиков.
Реакция на автомобиль совпала с тем, на что мы надеялись. Мы последовательно придерживались нашей философии с начала создания Miata до последней модели.
Это своего рода чудо, ND Miata, и за кулисами работает множество людей, которые трудились над реализацией своих стремлений. Возможно, это совпадение, но все эти незаслуженно забытые герои были согласованы в своих стремлениях. Это история, которую мы хотим, чтобы люди поняли о ND Miata.