Cutaway: Уникальный V-12 двигатель Toyota, который вы не видели
Этот двигатель почти не попал в массовое производство, но после тестирования редкого JDM V-12 Century мы рады, что он все же появился.
Помните, когда был создан V-12? Это произошло не так давно. Производство двигателя 1GZ-FE завершилось в 2017 году после 20 лет, совпавших с окончанием второго поколения Toyota Century. Двигатель был разработан в 1990-х, в том же десятилетии, когда Toyota выпустила свой первый массово производимый гибридный автомобиль, что стало началом новой эпохи для компании.
Toyota продолжала производить V-12 долго после того, как такие модели, как MR2 и Mark IV, исчезли в пользу более экономичных и практичных автомобилей. Этот V-12 не должен был стать исторической справкой в переходе Toyota к эффективности.
Давайте подробнее рассмотрим этот двигатель.
Характеристики двигателя 1GZ-FE
Параметр | Значение |
---|---|
Объем двигателя | 5,0 литров |
Мощность | 276 л.с. (295 л.с. для экспорта) |
Крутящий момент | 355 фунт-футов (340 для экспорта) |
Диаметр цилиндра | 81 мм |
Максимальный крутящий момент | 4,000 об/мин |
Конструкция | 48-клапанные головки с двойным верхним распредвалом |
1GZ-FE — это атмосферный V-12, который остается единственным производственным 12-цилиндровым двигателем, созданным японским производителем. Он был предназначен исключительно для седана Century и имел мощность 276 л.с. — соответствующую ограничениям по мощности среди японских производителей. Удивительно, что экспортные модели имели чуть меньший пик крутящего момента. После 2010 года все V-12 оценивались в 355 фунт-футов.
Чтобы дополнить описание 1GZ, мы обратились к художнику по разрезам Jim Hatch для создания изображения этого выдающегося двигателя. Несмотря на 20-летний срок производства, V-12 редко изображался так подробно. Его инженерная сложность и элегантность поражают воображение.
Цилиндровый диаметр и камера сгорания
Фото: Jim Hatch / Motor1
Двигатель 1GZ отличается низким крутящим моментом, который достигается на низких оборотах. Toyota сравнивала V-12 с аналогичными двигателями от BMW и Mercedes-Benz, акцентируя внимание на их высокой мощности. Внутри 1GZ можно заметить, что у него длинный ход, почти равный диаметру цилиндра. Эта конструкция способствует лучшему распределению мощности и экономии топлива.
Камеры сжатия имеют наклон, что создает турбулентность для более эффективного сгорания. Это особенно важно для достижения хорошей экономии топлива.
Индивидуальные впускные трубы и дроссельные заслонки
Фото: Jim Hatch / Motor1
Двигатель Century должен работать очень гладко. Для этого используются двойные ECU, которые управляют индивидуальными дроссельными заслонками и впускными коллекторами. Отказ от механических дроссельных тросов в пользу системы "drive-by-wire" обеспечивает более плавное управление и экономию топлива.
В случае необходимости двигатель может работать на одном ряду цилиндров, что обеспечивает дополнительную надежность.
Система VVT-i
Фото: Jim Hatch / Motor1
Система изменения фаз газораспределения VVT-i впервые появилась до начала производства 1GZ. Она была внедрена для управления вибрацией двигателя и повышения топливной эффективности.
Алюминиевая конструкция
Фото: Jim Hatch / Motor1
Алюминий использовался для уменьшения веса, что в сочетании с конструкцией 60-градусного блока обеспечивало низкие уровни вибрации. Это сделало V-12 более плавным и мощным по сравнению с предыдущим V-8.
Вождение 1GZ-FE
Фото: Christopher Smith / Motor1
Я посетил владельца Toyota Century, Майрона Верниса, который имеет значительную коллекцию автомобилей. Его Century в отличном состоянии, и он ранее использовался для перевозки высокопоставленных лиц.
Когда двигатель запустился, он работал почти бесшумно. Я не чувствовал вибраций, и единственным индикатором работы двигателя был тихий звук. Даже при нажатии на акселератор звук увеличивался, но никаких резких изменений не происходило.
Фото: Christopher Smith / Motor1
Сидя за рулем, я почувствовал, что это не автомобиль для активного вождения. Он идеально подходит для комфортной перевозки VIP-персон. Руль был легким, а кузов хорошо амортизировался.
Фото: Christopher Smith / Motor1
При вождении V-12 я заметил, что его крутящий момент действительно впечатляет. Он мягко ускоряется, и я был удивлен, насколько быстро я ехал, не замечая этого.
Когда я открыл капот, чтобы сделать фотографии, меня встретила пластиковая стенка. Toyota не экономила на разработке 1GZ-FE и значительно вложила средства в снижение шума и вибрации.
Таким образом, несмотря на первоначальное нежелание руководства Toyota производить этот двигатель, именно японские инженеры смогли создать такой уникальный V-12. 1GZ-FE считается одним из самых плавных и элегантных двигателей в истории автомобилестроения.